Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
1. Заикающийся ребенок все время должен
находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена
нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная
обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту.
Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у
ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего,
черта и т.п.
3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи.
Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно
отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и
просмотренные перед сном.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в
этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже
незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом.
Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его
возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех
окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино,
чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после
перенесенного заболевания.
6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении,
особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно
посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово
от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не
нараспев.
8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо
говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и
плавно.
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и
требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами,
которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства
темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.