Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Дизартрия
Существуют различные формы дизартрии.
Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без
явных двигательных расстройств перенесших недлительную асфиксию (удушье)
или родовую травму или имеющих в анамнезе (совокупность
сведений о болезни и развитии ребенка) влияние других не резко
выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития
(вирусные инфекции, токсикозы, гипертония, нефропатия, патология
плаценты и др.) или в период родов (недоношенность; затяжные или
стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в
раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек:
менингит, менингоэнцефалит и др.).
Со слов мамы, «ребенок
закричал не сразу», «ребенка приносили кормить позже, чем всех». В
диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия, т.е. синдром
диффузного поражения головного мозга дистрофического характера,
обусловленного различными болезнями и патологическими состояниями).
В
результате действия различных причин происходят неярко выраженные мозговые нарушения.
Неяркие, «стертые» нарушения со стороны черепно-мозговых нервов лежат в
основе легких расстройств иннервации, т.е. нарушений функционирования
двигательных нервов, обеспечивающих процесс нормальной речи. Это и
приводит к неточности произношения и другим невыраженным нарушениям
речи.
Исследование неврологического статуса
детей со «стертой» формой дизартрии выявило
определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко
выраженного гемисиндрома (геми- +синдром — общее название нарушений
функций нервной системы, наблюдаемых только на одной половине тела
(правой или левой)).
При этом у детей отмечается негрубая
неврологическая симптоматика в виде «стертых»
парезов (ограничение подвижности) речедвигательных мышц, гиперкинезов, нарушений мышечного тонуса
артикуляционной и мимической мускулатуры. Дети плохо жуют,
глотают, поперхиваются при еде.
Такая легкая степень выраженности
нарушений моторной (двигательной) организации речи получила
название — «стертая» форма дизартрии.
Легкая
(«стертая») дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет. Раннее речевое развитие у
значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно
замедлено. Ребенок с ранним церебральным (мозговым) поражением к 4-5
годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое
нарушение звукопроизношения и просодики.
Первые слова появляются к
1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно
долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только
родителям. Таким образом, к 3 — 4
годам фонетическая сторона речи (внятность речи) у дошкольников со
стертой формой дизартрии остается несформированной.
Дети
со «стертой» дизартрией большинство изолированных звуков могут
произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их
(поставленный звук может не использоваться в речи). Артикуляционные
движения могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и
губ, наблюдается неточность и несоразмерность выполнения произвольных
движений и недостаточность их силы.
Характерна слабость и вялость артикуляционной мускулатуры.
Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Дети слабо
ощущают положение языка, губ, с трудом находят направление их движений,
необходимое для произнесения звуков.
Общая моторная
(двигательная) неловкость, недостаточная координированность движений
служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания. У детей со «стертой» дизартрией с задержкой
развивается готовность руки к письму, они мало рисуют и лепят. В
школе таких детей часто ругают за плохой почерк.
В речи детей со «стертой» дизартрией,
помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются
нарушения просодики. Основные жалобы
при «стертой» дизартрии: нечеткое, смазанное звукопроизношение;
речь монотонна, маловыразительна; нарушения дикции; искажение и замена
звуков в сложных по слоговой структуре словах; недоговаривание
элементов речи (например, предлогов) и др.
Отмечается ряд
особенностей лексики, проявляющейся в неточном употреблении слов,
ограничении словарного запаса. Разнообразные фонетические средства
оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом
взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение
говорящего к содержанию.
У детей со «стертой» дизартрией
нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность и эмоциональный
рисунок речи, а также трудность исполнения ритмического и мелодического
ударения. При этом наиболее сохранной
является имитация вопросительной и повествовательной интонации.
Страдает голос: он либо тихий,
слабый, а иногда, наоборот, хриплый, резкий, напряженный, чрезмерно
громкий. Ритм дыхания нарушен. Отмечается слабость речевого дыхания,
поверхностное дыхание. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть
ускоренным или замедленным. Не удаются модуляции по высоте, силе голоса.
Например, ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и
низким голосом, имитируя голос животных (коровы, собаки и т.п.).
У
части детей появляется фальцет (высокий, неприятный голос, иногда
визжащий); вдох с придыханием, с поднятием плеч; ослаблен речевой выдох.
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе — в
этом случае речь становится захлебывающейся.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: PESA (22.05.2010)
|
Просмотров: 5057
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|