Первое логопедическое занятие всегда начинается с артикуляционных упражнений, с помощью которых ребенок учится видеть (в зеркале), чувствовать свои органы артикуляции (язык, губы, щеки, мимические мышцы лица) и управлять ими. Однако длительное увлечение артикуляционными упражнениями бесперспективно, т.к. искусственно созданные позы языка, губ и т.п. никакого отношения к кинеме* звука не имеют.
Кинема(Гр.)-движение, лингв.: произносительная работа органов речи в
производстве звука. Например, звук "М" состоит из трех кинем: губной,
гортанной и носовой.
Вот несколько примеров артикуляционных упражнений:
Грибок
Описание упражнения:
улыбнуться, открыть рот, "приклеить" (присосать) язычок к небу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу, попросить ребенка медленно пощелкать язычком, пусть малыш почувствует, как язычок присасывается к небу.
Дятел Описание упражнения:
улыбнуться, открыть рот,поднять язык вверх. Кончиком языка с силой "ударять" по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: "Д-Д-Д..." Выполнять 10-20сек., увеличивая темп. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Маляр Описание упражнения:
улыбнуться,
открыть рот,поднять язык вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до восьми. Эти упражнения применяются при постановке звука "Р".